МКДОУ Детский сад Ручеек поселок Прибрежный

Конспект занятия.Тема. Путешествие в мир звуков (Кузнецов В.В.)

Конспект музыкального занятия в старшей дошкольной группе. 

Тема. Путешествие в мир звуков.

Цели:

1. Ознакомление с образованием звуков.

2. Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку.

3. Воспитание интереса к звучащему миру.

Оборудование:

1. Судучок, стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, лист бумаги, емкость с водой.

2. Презентация  «Путешествие  в  мир  музыкальных  инструментов»

3. Картина  Бабы  Яги  (смех  - фонограмма)

4.Фланелграф  с  нотками.

5. Песня «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А.Островского.

6. Песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г. Струве.

7. Песня  «Музыкальные  страницы»

Ход занятия

Звучит  песня  « Музыкальные  страницы»

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А.Усачев «Звуки»

Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.

Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, шуршание бумагой,  переливание воды).

Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются.

Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду.

Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:

Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).

Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).

Самолет, салют, карусель, церковь: (Улица).

 

Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю поиграть!

 

Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С.А.Коротаевой
(сборник «Игровая методика обучения детей пению», О. Кацер, СПб, 2008г.)

Листочки  на  ветках  шуршали  (шшш- тихим  голосом)

Капельки  в  гости  звали

Капельки  к  ним  прилетели

и  звонкую  песню  запели. (кап-кап-кап—нисходящим  звуком)

От  звонка  проснулся  ветер (у-у-у с  изменением  звуков,  помочь  рукой)

И  разбудил  всех  на  свете.

Кошку  и  с  ней  котенка, (МУР-мур,  мяу-мяу  в  разных  регистрах)

Спавшего  в  люльке  ребенка (уа-уа-уа)

Болотных  зеленых  лягушек (ква-ква-ква )

И  даже  ворчливых  старушек (бу-бу-бу)

Злую  собаку (гав-гав-гав)

Назойливых  мух (з-з-з-з)

Вскоре  проснулся  петух (ку-ка-ре-ку)

Звонко  пропел  он.

И  заблестела  роса  на  лугу (о-о-о трочечно, отрыисто  на  любых  звуках  в высоком  регистре)

Солнышко  тоже  проснулось,

И  ласково  всем  улыбнулось (все запели  « А»  каждый  на  своей  высоте  звука.  Улыбнуться  всем)

Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах.

 

Посмотрим  презентацию  « Путешествие  в  мир  музыкальных  инструментов»

Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ.

 И от грусти, и от скуки,
Могут вылечить нас всех,
Озорных мелодий звуки,
Песни, шутки, пляски, смех.

Послушайте  небольшой  фрагмент,  а  именно  смех  и  вы  сразу  представите  сказочного  героя (звучит  смех  Бабы  яги,  показ  картины)

 

Вы сами многозвучный музыкальный инструмент. Вы – человек оркестр.

Не верите?

Давайте разберемся.

Начнем снизу. Ноги. Шагаем – один звук. Топающий шаг – другой. Побежали третий. Поскок – четвертый.

Можем ли мы ритмы повторить руками?

Можем. Объединим и в два инструмента.

Ладонью стряхиваем с брюк крошки. Послушаем, как звучит.

Сделали то е в разных темпах и с различным ритмическим рисунком (показ).

Потерли ногтями об одежду. А теперь, ладонью об ладонь. Другой звук?

Похлопаем ладонями себе по коленям. Теперь по грудной клетке.

А теперь пощелкали себя по надутым щекам. Добавили открытый рот.

Продолжаем щелкать, изменяя положение рта от «а» до «у».

Запустили пальцы в волосы и делаем «полоскательные» движения. Зажали, но двумя пальцами и соскальзываем одним, издавая гортанный (не раскрывая рта) звук.

Чем не гавайская гитара?

А теперь раскрываем рот от «а» до «у» ну, наконец, добрались до рта. А голос у нас на что?

Так как, человек –оркестр, музицировать будем?

Мы  будем  лепит  снежки , не простые, а музыкальные.
До, ре ми фа, соль, ля, си – музыкальные снежки!
Из снега нотки слепим быстро, чтоб звучали они чисто.
Как скажу я раз, два, три, слепи и нотку назови!

Как слепил, снежок бросай, в центр круга не зевай,
Дружно ноты называйте, очередность не сбивайте!

Ну, а теперь и нам запеть пора. Занимаем певческую постановку.

Мы  с  вами  вместе  будем  исполнять  нотки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си

Песня из телевизионной передачи «Урок пения» «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А.Островского  (журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2006г.)  ( экран)

(показ  нот  на  фланелеграфе)

 

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка,
Расскажите мне скорей…

Такие стихи сочинила девочка – школьница, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня.

Исполняется песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г.Струве
(журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2005г.)

 

Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.

Дарите музыку друг другу,
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,

Она звучит в сердцах у нас!
В. Степанова

Всем спасибо за внимание,
Я пою вам: «До свидания!»

12 февраля 2015 в 09:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.